Публикации TA Legal Consulting

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЛИ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ?

Скачать.pdf 

Принципиальный вопрос, которым задаются в настоящий момент многочисленные иностранные инвесторы, которые в последние недели публично объявили о своем уходе из России (около 300 компаний), состоит в том, что будет с их собственностью, находящейся в России. Большинство иностранных инвесторов взбудоражила новость о национализации "покинутой" ими в России собственности, вслед за чем последовали вызовы сотрудников таких компаний в прокуратуру и внесенный 8 марта 2022 года Правительством РФ законопроект "О внешней администрации по управлению организацией» (далее "Законопроект"). Однако, как сообщили средства массовой информации, в итоге документ решено доработать. Попробуем максимально коротко разобраться в настоящем обзоре с тем, можно ли между внешним управлением и объявленной национализацией ставить знак тождества.

Разберемся сначала с тем, в отношении каких организаций может быть введена внешняя администрация по управлению такой организацией (далее "Внешнее управление"). Законопроект к числу характеристик российского юридического лица, в отношении которого вводится Внешнее управление, относит совокупность следующих критериев:

·          оно должно контролироваться иностранным лицом или иностранными лицами (в том числе и не аффилированными) или такое иностранное лицо или иностранные лица должны владеть не менее 25% (прямо или косвенно) акций или долей такого юридического лица; и

·          балансовая стоимость активов по состоянию на последнюю отчетную дату должна составлять не менее 1 млрд. рублей или среднесписочная численность работников такого юридического лица за месяц, предшествующий подаче заявления о введении Внешнего управления, должна превышать 100 человек.

Совершенно очевидно, что Законопроект писался без детальной проработки и разброс по субъектам, в отношении которых может быть введено Внешнее управление от штатной численности в 100 человек до балансовой стоимости активов в 1 млрд. рублей может покрывать огромное количество юридических лиц с иностранным участием.

В качестве оснований для введения Внешнего управления Законопроект выделяет:

1.        во-первых, фактическое прекращение управления деятельностью российского юридического лица ее руководителем, иными органами управления или участниками/акционерами (далее "Уполномоченные лица") в нарушение требований российского законодательства; или

2.        во-вторых, совершение Уполномоченными лицами любых действий, которые могут привести к банкротству или ликвидации российского юридического лица, к числу которых Законопроект, например, относит публичное заявление о прекращении своей деятельности в России.

При этом, Законопроект разделяет сроки введения Внешнего управления, а именно: по основанию фактического прекращения управления деятельностью, приведенному в пункте 1 выше, такой срок составит 3 месяца и Законопроектом не допускается досрочное прекращение такого Внешнего управления, а в случае совершения действий, способных привести к банкротству или ликвидации (пункт 2 выше) такой срок составит 6 месяцев с возможностью досрочного прекращения.

Внешнее управление предполагается развести между Государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (далее "ВЭБ.РФ"), которая будет заниматься Внешним управлением нефинансовых организаций, и Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", которая будет отвечать за финансовые организации. Назначение ВЭБ.РФ в качестве лица, ответственного за Внешнее управление, безусловно вызывает вопросы, поскольку функционал, предоставленный указанной организации в настоящий момент, как с точки зрения российского законодательства, так и фактически осуществляемой деятельности, далек от чего-то хотя бы отдаленно напоминающего Внешнее управление.

Кроме того, инициировать Внешнее управление вправе член совета директоров (наблюдательного совета) российского юридического лица или уполномоченный орган государственной власти на основании решения межведомственной комиссии, создание которой видимо предполагается на федеральном уровне. При этом, обратиться в такую межведомственную комиссию вправе должностные лица министерств федерального уровня или прокурор.

Решение о введении Внешнего управления будет приниматься судом по заявлению любого члена совета директоров компании или Федеральной налоговой службы России (далее "ФНС"). Именно ФНС подает такое заявление на основании решения межведомственной комиссии при Министерстве экономического развития России. (Законопроект отсылает в статье 10 к Арбитражному суду города Москвы, но скорее всего это должен быть арбитражный суд по месту нахождения соответствующего российского юридического лица), который одновременно с возбуждением дела обязан (судя по формулировке) принять обеспечительные меры и, помимо прочего, может запретить заключать и прекращать договоры, увольнять работников, распоряжаться акциями (долями) такого юридического лица.

Введение Внешнего управления предполагает переход российского юридического лица полностью под контроль внешней администрации с приостановкой полномочий всех органов ее управления и вынесения разрешения ряда вопросов, например, требования контрагентов об изменении или о расторжении договоров, на уровень суда. Законопроект предоставляет внешней администрации достаточно широкий перечень полномочий в период Внешнего управления, при этом ответственность за причиненные убытки возникает только в случае совершения умышленных действий.

В свете заявления Министерства финансов России, сделанного 15 марта 2022 года, о том, что российские юридические лица – дочки иностранных компаний, покинувшие Россию, будут подвергаться "особому механизму ускоренного банкротства, временного управления … и продажи новым собственникам", следует безусловно обратить внимание на статьи 6 и 9 Законопроекта. В указанных статьях фактически говорится о передаче активов российского юридического лица, принадлежащего иностранной компании, покинувшей Россию, в другое юридическое лицо, единственным акционером (участником) которого становится само российское юридическое лицо, с последующей продажей такого вновь созданного юридического лица с активами потенциальному приобретателю. При этом, что интересно, приобретателя акций (долей) такого юридического лица оставляют "под надзором" внешней администрации на один год с возможностью "изъятия" проданного юридического лица, в случае невыполнения условий, которые были оговорены в момент его продажи. Открытым безусловно остается вопрос о том, насколько эта "новая схема" будет работать без злоупотреблений. Также следует отметить, что Законопроект не указывает на то, будет ли иностранному инвестору выплачена хоть какая-то компенсация за изъятое имущество.

От ряда ведомств уже начали поступать комментарии и замечания на Законопроект. Так, например, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей, следует доработать положение о повышении уровня владения с 25% до 50%. При этом, обсуждение Законопроекта также происходит на фоне заявления представителя Министерства экономического развития России о том, что Россия рассчитывает на возвращение иностранных инвесторов, поскольку "значительная доля иностранных компаний приняла решение о приостановке деятельности в России из-за проблем с логистикой" и после перенастройки цепочек поставок они смогут вернуться к своей работе.

Банк России, в свою очередь, предлагает также создать "альтернативный механизм", которым было бы на временной основе ограничена возможность иностранным инвесторам пользоваться своими акциями (долями), поскольку они сейчас поставлены в зависимое от обстоятельств положение, которое, видимо, по мнению Банка России, в перспективе может измениться, и такие инвесторы захотят вернуться в Россию.

Совершенно очевидно, что в Законопроекте присутствуют определенные пробелы, например, "гуляют" положения о том, в отношении кого может быть введено Внешнее управление, детально не продумана вся процедура Внешнего управления и последующей «национализации», порядок расчетов (если они вообще предполагаются) с иностранными компаниями, "оставившими" Россию и многие другие.

Даже беглый взгляд на Законопроект наводит на размышление о том, что его принятие с идеей, заложенной в нем в данный момент, приведет к национализации имущества иностранных компаний, что в свою очередь, скорее всего, вызовет шквал исков к России.