Публикации TA Legal Consulting

ЛОКДАУН ИЛИ КАК РАБОТАТЬ В ПРЕДСТОЯЩУЮ НЕРАБОЧУЮ НЕДЕЛЮ


С момента выступления Президента РФ на российском телевидении и последовавшего за этим опубликования указа Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25 марта 2020 года (далее «Указ Президента») прошло несколько часов, и от наших клиентов уже начали поступать вопросы о том, какие обязательства на них, как на владельцев бизнеса и работодателей, накладывает изданный нормативно-правовой акт. 

Хотим также обратить ваше внимание на то, что помимо упомянутого выше Указа Президента на территории Москвы также действует и должен применяться указ Мэра Москвы № 31-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ» от 26 марта 2020 года (далее «Указ Мэра»). Аналогичные подзаконные акты либо уже приняты в других субъектах РФ (например, в Санкт-Петербурге (постановление Правительства Санкт-Петербурга № 156 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербург от 13 марта 2020 года № 121»)), либо будут приняты в ближайшее время. 

В связи с этим, ниже мы постарались сформулировать и поделиться нашими мыслями и рекомендациями по исполнению вышеприведённых актов. 

А надо ли «подчиняться»? 

Указом Президента установлено, что с 30 марта по 03 апреля 2020 года в России устанавливаются нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Основной вопрос, который возник у нас, как юристов, состоял в том, какова юридическая сила Указа Президента. Исходя из положений статьи 90 Конституции РФ, указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Таким образом, граждане и организации не вправе пренебрегать указами Президента РФ, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, например, Трудовому кодексу РФ. 

При этом, граждане и организации не вправе самостоятельно счесть нормативно-правовой акт Президента РФ незаконным и не исполнять его, поскольку этим в рамках соответствующих судебных процедур занимаются Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Таким образом, граждане и организации обязаны исполнять Указ Президента с момента его вступления в силу. Отметим также, что отмена указов Президента РФ является весьма редким явлением: например, с 2002 года Верховный Суд РФ вынес лишь одно решение в пользу заявителя о признании акта Президента РФ недействующим (и то, в отношении указа Б.Н. Ельцина, изданного еще в 1996 году). 

Что такое «нерабочий день» и соответствует ли этот термин Трудовому кодексу РФ? 

Несмотря на то что термин «нерабочий день», приведенный в Указе Президента, никаким образом не определяется в российском законодательстве (тогда как «выходным дням» и «нерабочим праздничным дням» посвящены статьи 111 и 112 Трудового кодекса РФ соответственно), мы полагаем, что он является общим по отношению к «нерабочим праздничным дням» и влечет по сути те же правовые последствия, которые установлены для таких дней (например, статьей 113 Трудового кодекса РФ). 

Более того, термин «нерабочий день» используется в других нормативно-правовых актах, например, в статье 193 Гражданского кодекса РФ и статье 14 Трудового кодекса РФ и, очевидно, означает любые дни, когда на федеральном уровне или на уровне субъекта запрещается привлекать работников к работе. Основываясь на вышеизложенном, мы склонны полагать, что независимо от отношения к Указу Президента, работодатели обязаны исполнять его, но с учетом положений трудового законодательства РФ, которое также определяет случаи и порядок привлечения работников к работе в такие нерабочие дни. 

Какие работники могут быть привлечены к работе? 

Если у работодателя есть такая возможность, то, безусловно, работники должны быть освобождены от работы в течение периода, установленного Указом Президента, за исключением следующих: 

  • непрерывно действующих организаций (в силу статьи 113 Трудового кодекса РФ ими являются организации, которые производят работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям); 
  • медицинских и аптечных организаций;
  • организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения; и
  • организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Мы полагаем, что привлечение работников вышеприведенных организаций потенциально не должно требовать получения согласия работников. Скорее всего к ним должны применяться положения, закрепленные в статье 113 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает исключительные случаи, когда привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни не должно требовать получения работодателем их согласия, которые изначально заточены на специальные службы (МЧС, полиция, медицинские учреждения и прочие) или отдельных работодателей, при условии возникновения особых ситуаций (катастроф, аварий и прочих) непосредственно на их предприятиях. Однако, поскольку Указ Президента фактически не может вносить изменения в Трудовой кодекс РФ и дополнять перечень предусмотренных в нем случаев, то во избежание возможных споров мы настоятельно рекомендуем соблюсти требования Трудового кодекса РФ (изложены ниже) при привлечении работников даже таких организаций к работе в течение периода, установленного Указом Президента. 

Более того, согласно статье 113 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни также возможно в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений. Таким образом, Трудовой кодекс РФ в принципе допускает привлечение работников к работе в нерабочие дни при возможности работодателя обосновать, что выполняемая работником работа была срочной и ее невыполнение могло оказать негативное воздействие на функционирование работодателя. 

Какие процедуры необходимо соблюсти при привлечении к работе? 

Если работодатель полагает, что к его организации могут относиться вышеперечисленные случаи, то он вправе привлекать работников к работе. Однако, поскольку не существует законодательно закрепленного перечня таких организаций или в достаточной степени характерных признаков, позволяющих отнести организации к таковым, для целей избежания возможных негативных последствий мы бы в любом случае рекомендовали работодателю совершить следующие действия: 

  • издать письменное распоряжение о привлечении работников к работе в нерабочие дни; и  
  • получить письменное согласие работника на привлечение его к работе в такие дни.
Более того, если в организации действует профсоюз, то работодателю следует запросить мнение профсоюза. 

В каком размере должна производиться оплата труда? 

Статья 153 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. В случае с Указом Президента мы полагаем, что при привлечении к работе работников организаций, не подпадающих под изъятия из Указа Президента, их работа, действительно, должна быть оплачена в двойном размере. Вместе с тем, если работодатель считает, что положения Указа Президента о нерабочих днях не распространяются на его организацию в силу пункта 2 этого Указа Президента, то он может сохранить за работниками прежнюю зарплату (но мы все-таки рекомендуем соблюсти вышеуказанные процедуры). 

Что будет, если не исполнять Указ Президента и требования Трудового кодекса РФ? 

Помимо возможных трудовых споров с работниками, являющихся одними из негативных последствий несоблюдения работодателями требований Трудового кодекса РФ, работодатель также может столкнуться с привлечением его к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

В соответствии с этой статьей, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа за каждое нарушение: 

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере до 5.000 рублей;  
  • на юридических лиц до 50.000 рублей.
Какие еще обязательства накладываются на работодателей Москвы? 

С 28 марта по 5 апреля 2020 года временно должны приостановить свою работу:  

  • рестораны, кафе и прочие;  
  • объекты розничной торговли, за исключением аптек, продовольственных магазинов и магазинов, торгующих непродовольственными товарами первой необходимости; 
  • салоны красоты и иные аналогичные организации.
Более того, работодателям необходимо оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, а также не допускать к работе лиц: 

  • прибывших из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики и иных стран, указанных в Указе Мэра;
  • в возрасте старше 65 лет;имеющих некоторые заболевания, указанные в приложении 2 к Указу Мэра; и
  • в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции.
В силу отсутствия на настоящий момент судебной практики по нарушению положений Указа Мэра, пока мы можем только предположить, к ответственности какого рода могут привлекаться работодатели в случае нарушения его положений. Вероятнее всего, административная ответственность будет определяться Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, а именно статьей 3.18, которая устанавливает административный штраф на должностных лиц в размере до 5.000 рублей. 

Мы также не можем исключать, что в ближайшие дни могут быть установлены дополнительные меры ответственности для нарушителей Указа Мэра. 

Мы надеемся, что наши рекомендации окажутся полезными для Вас. 

Желаем Вам крепкого здоровья! 

Команда 
TA Legal Consulting